Распределение октанового числа
Поскольку при эксплуатации полноразмерного двигателя при переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонационную стойкость его различных фракций. Октановое число бензина, с учётом его фракционирования в двигателе, получило название «распределение октанового числа» (ОЧР). В связи со сложностью определения октанового числа на двигателях, разработаны методы косвенной оценки детонационной стойкости по физико-химическим показателям и характеристикам низкотемпературной реакции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.
Углеводороды, которые содержатся в топливах, значительно различаются по детонационной стойкости: наибольшее октановое число имеют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды разветвлённого строения, наименьшее октановое число имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Топлива нефтяного происхождения, полученные каталитическим риформингом и крекингом, имеют более высокие октановые числа, чем полученные при прямой перегонке.
Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки.
Значения октанового числа углеводородов и топлив
Вещество ОЧМ ОЧИ
Метан 110,0 107,5
Пропан 100,0 105,7
Бутан 91,0 93,6
Изобутан 99,0 101,1
Пентан 61,7 61,7
2-Метилбутан 90,3 92,3
2,2,3-Триметилбутан 101,0 105,0
1-Пентен 77,1 90,9
2-Метил-1-бутен 81,9 101,3
2-Метил-2-бутен 84,7 97,3
Метилциклопентан 80,0 91,3
Циклогексан 77,2 83,0
Бензол 111,6 113,0
Толуол 102,1 115,7
Бензины прямой перегонки 41-56 43-58
Бензины термического крекинга 65-70 70-75
Бензины каталитического крекинга 75-81 80-85
Бензины каталитического риформинга 77-86 83-97
Бензин АИ-80 76 80
Бензин АИ-92 83 92
Полимербензин 85 100
Алкилат 90 92
Алкилбензол 100 107
Этиловый спирт 100 105
Метил-трет-бутиловый эфир - 117*
(*) Октановое число было определено при смешении с бензином.
Основными качественными показателями топливных бензинов являются:
Испаряемость и смесеобразование
Детонационная стойкость
Склонность к неуправляемому воспламенению (калильное зажигание)
Нагарообразование и склонность к отложениям
Химическая стабильность (индукционный период)
Коррозионная активность
Экологичность
Токсичность
Основными характеристиками влияющим на данные показатели являются:
Фракционный состав бензина, определяемый температурами начала и конца кипения, выкипания 10, 50 и 90 % бензина
Углеводородный состав (учитывая и их строение)
Содержание серы, кислородсодержащих соединений, растворённых смол, металлов
Топливные бензины подразделяются на автомобильные (А) и авиационные (Б). Авиационные бензины отличаются тем, что включают больше лёгких фракций. Различают также летние и зимние сорта. В зимних сортах больше легкокипящих фракций, что улучшает холодный пуск двигателя. В основу классификации бензинов положено так называемое октановое число. Бензины с большим числом обладают более высокой стойкостью к детонации и позволяют использовать двигатели с более высокой степенью сжатия.
Прямогонный бензин, полученный путём перегонки нефти, не обладает детонационной стойкостью, необходимой для работы современного двигателя. Бензин марки А-72 и ниже использовался только в моторах, разработанных до 1950 года.
Основные компоненты высококтановых бензинов получают каталитическим крекингом и риформингом. Дополнительно используются различные присадки и антидетонаторы, использование некоторых из них ограничено стандартами.
В России применяются следующие марки автомобильных бензинов:
АИ-80 (А-76) («стандарт»)
АИ-92 («регуляр»)
АИ-93 («регуляр»)
АИ-95 («премиум»)
АИ-98 («супер»)
На Российском рынке встречаются различные по качествам бензины, например на МНПЗ по техническим условиям выпускаются бензины марок АИ-92ЭК, АИ-95ЭК с повышенными экологическими показателями. Отмечаются факты, когда заправщики самостоятельно изготавливают топливо более дешёвого состава с довольно низкими качествами.
В США широкое применение получили смеси бензинов с этанолом до 20 % (марка Е20) (см. биоэтанол). А в Бразилии 20 % содержание этанола является общепринятым и довольно распространены смеси до чистого спирта, применяемые на автомобилях с адаптированными двигателями.
Обозначение бензинов: «А» — автомобильный бензин; «76» — числовой индекс — октановое число; «И» — метод определения октанового числа (исследовательский). Если цифра отсутствует — моторный метод.
В СНГ в настоящее время производят бензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов. Все этилированные бензины окрашивают: А-72 — розовый; А-76 — желтый; АИ-93 — оранжево-красный; АИ-98 — синий. * За рубежом основными являются две марки бензина: «Премиум» (1-й сорт, октановое число 97—98) и «Регуляр» (2-й сорт, октановое число 90—94). В Англии, США и некоторых других странах выпускается также бензин «Супер» (октановое число 99—102).
Сравнительная характреистика бензинов МСК СПБсоберу в прикол просто
Луковсеий 95 98
БиПишный 95 98
Роснефть 95 98
отвезу на анализ
результаты в эфир =))
Сообщение отредактировал Dobergaff: 19 Июль 2008 - 14:57